Портал Гастроном   Моя Республика
Тема дня | Главная | Гостевая | Форум |

На главной
» Главная
» Тема дня
» Гостевая
» Форум
» Письмо мне
Гастроном
» Про пиво
» С похмелья
» Хайникен
» Дожить до утра
Город Минск
» Фотографии
» Лучшие места
» Где пообедать

Я и мои друзья
» Обо мне
» Мои друзья
» Фоты наших встреч
» Я фотографирую
» Стань спонсором

Библиотека
» Стихи
» Рассказы
» Размести своё
Гастро-НЯМ
» Поварёшкина книжка
Мир авиации
» Новости
» Вся авиация
» Забытые

О Фредди и его пиве

умер последний Хайнекен

3 января на 78-м году жизни скончался Фредди - так пресса называла одного из самых знаменитых пивоваров мира, голландца Альфреда Генри Хайнекена. Тем более печально, что на этом владельце пивного конгломерата Heineken закончилась мужская линия этой знаменитой династии.

Альфред носил неофициальный титул Хайнекен-третий. Нумерацию в данном случае следует воспринимать как признак могущества и богатства, которое во многом было создано им caмим. Heineken, которой он отдал практически всю свою жизнь, сегодня является крупнейшей пивоваренной компанией Европы. По своему годовому обороту она почти в два раза опережает датскую фирму Carlsberg, которая, кстати, является одним из сегодняшних владельцев Петербургской "Балтики". В мировом масштабе Heineken занимает вторую позицию, уступая еще белее могущественному американскому пивоваренному концерну Anhouser-Bush.

Есть такой забавный анекдот. Как-то директора крупнейших пивоваренных компаний мира собрались на конференцию. И встал вопрос: "Кто что будет пить?" Владелец "Карлсберга" заказывает, естественно, бутылочку "Карлсберга" - "лучшего пива Европы", владелец "Миллера" берет бутылочку "Миллера" - "лучшего пива Америки". А владелец "Хайнекена" - "Колу". В зале - тихие недоумение, но Альфред Хайнекен парирует возможные вопросы: "А что, я один буду пить пиво?" Альфред считал плохое пиво личным оскорблением. Ну и, конечно, пиво "Хайнекен" - лучшим пивом в мире. Об этом должен говорить слоган, придуманный им для своего пива. Он звучит приблизительно так: "Хайнекен" освежит даже те части тела, куда не дойдут другие сорта пива". Миллионы потребителей в мире разделяли и разделяют эту любовь Хайнекена-третьего, что стало теперь подтверждением того, что его жизнь была прожита не напрасно.

Хайнекен - первый и Хайнекен - второй


До Альфреда были еще два Хайнекена. Естественно, первый и второй. Первым был Герард Хайнекен, дед Альфреда и собственно основатель фирмы. Когда встал вопрос о приложении своих знаний и навыков, Герард не стал искать иголку в стогу сена, выбрав в 1864-м последнее. Именно как "Стог сена" переводится название самой большой амстердамской пивоварни, которую он купил в том году. По имени нового владельца она была названа "Хайнекен" и стала основой для будущего концерна.

Герард достаточно сделал для того, чтобы о пиве "Хайнекен" заговорили еще в позапрошлом веке. Он первым наперекор национальным традициям начал производство в Голландии пива так называемого низового брожения, родиной которого была Бавария. Он привлек ученика знаменитого Луи Пастера Элиона, который вывел штамм дрожжей специально для производства "Хайнекена". Эти дрожжи и сегодня используются в производстве данного пива. Причем технология их получения держится в большом секрете. Дрожжи выращиваются только в Голландии, откуда ежемесячно поступают на многочисленные предприятия концерна во всем мире.

Герард первым начал экспансию "Хайнекена" на мировой рынок, которая во времена его внука нашла отражение еще в одном известном слогане: "Пиво должно путешествовать". Первой страной, население которой попробовало "Хайнекен", стала Франция, первый филиал был открыт при Герарде в Бельгии. К 1893-му, году смерти Хайнекена-первого, фирма "Хайнекен" уже была крупнейшим пивоваренным производством Европы. Дело Герарда унаследовал его сын Генри, который пришел к руководству компании в 1917 году. На его правление выпало относительно плохое время: кому, скажите, нужно пиво во времена экономического краха и депрессии? Но он тем не менее показал себя незаурядным бизнесменом. В 1933 году Генри первым прознал о грядущей отмене "сухого закона" в США и быстренько снарядил флотилию судов, нагруженных доверху "Хайнекеном" для изголодавшихся янки. Суда прибыли в порты США уже через три дня после отмены запрета на алкоголь. Именно с тех пор "Хайнекен" является самым популярным европейским пивом в США, уступая только "Будвайзеру", Anhouser-Bush и канадскому пиву "Молсон".

Эта история с завоеванием "Хайнекеном" американского рынка напоминает еще одну, связанную с Россией и частично с Беларусью. А именно, историю появления в России шампанского фирмы "Вдовы Клико", о котором сам Александр Сергеевич Пушкин писал, что "никто в России ничего, кроме "Кликовского" не пьёт". Николь Понсардин или просто вдова Клико, не имея сбыта у себя на родине, в 1815-ом также удачно угадала со временем, отправив крупную партию своего шампанского в Петербург аккурат к рождению цесаревича.

Что касается Генри Хайнекена-второго, то при нём был продолжен выход компании на мировой рынок. Приоритетом стал Азиатский регион. В 1931 году в Индонезии, являвшейся в то время Голландской колонией , открылся первый зарубежный завод "Хайнекена". Через некоторое время был построен завод в Сингапуре, относившемся тогда к Британии. Азия и по сей день является одним из главных рынков деятельности для Голландской компании. "Хайнекен" одним их первых построил завод в коммунистическом Китае.

Бей первым, Фредди!


Но настоящую славу "Хайнекену" принёс всё-таки Альфред, превративший её в настоящий концерн. Он начал заниматься делами компании, пожалуй, в самое трудное время. После второй мировой войны, во время которой, как известно, Голландия была оккупирована немецко-фашисткими войсками, "Хайнекен" оказалась на грани банкротства. "Пойло", производившееся на заводах компании в период оккупации вряд ли могло добавить пиву под этой маркой популярности у населения. К тому же пиво никогда не было продуктом первой необходимости. Разве что у древних германцев.

"Хайнекен" спасла хватка Фредди. Курировавший в свое время поставки пива в США, а после войны учившийся там, он многое перенял у американского бизнеса, и самое главное - пиво нужно не только уметь производить, но и уметь продвигать. Получив место в компании, он собственноручно приколотил к двери своего кабинета табличку "Отдел рекламы" и занялся продвижением пива. В 1953 году Альфред стал председателем совета директоров, а в 1971-м, после смерти отца, владельцем "Хайнекена". Именно при нем "Хайнекен" стало пивом спортсменов и джазменов. Фредди спонсировал престижный теннисный турнир Нетекеп Ореп, джазовые фестивали и джазовые премиальные фонды. Пиво "Амстел", которое наряду с "Хайнекеном" и ирландским "Мэрфиз" является ударными брэндами компании, стало генеральным спонсором суперпопулярной футбольной Лиги чемпионов.

Некоторые СМИ даже приписывали рекламному трюку Фредди нашумевшее похищение его в 1983 году. Тогда один из самых богатых бизнесменов мира был похищен прямо у своего офиса вместе с личным шофером. Не помогли ему ни бронированный автомобиль, ни 7 охранников. Похитители требовали 33 млн. гульденов. Некоторые издания сообщали даже об отрубленных пальцах Фредди, которые "хайнекенэпперы" прислали его жене. Через 20 дней полиция все-таки обнаружила и спасла Хайнекена-третьего - в полуразрушенной постройке в порту Амстердама.

Альфред поставил почти на поток поглощение конкурентов и приобретение новых производств. В 19б8тоду он полностью обезопасил себя с тыла, приобретя вторую по величине голландскую пивоваренную компанию "Амстел". А потом этот процесс пошёл и поехал. На сегодняшний день кроме уже перечислявшихся предприятий, выпускающих "Хайнекен" и прочее пиво по лицензиям в Азии, компания имеет около 30 производств на африканском континенте, 25% рынка Франции, значительные доли в Испании, Италии, Великобритании и других стенах. Например, на Тринидаде и Тобаго.

Что особенно интересно - ни красная звезда на зеленой банке (этот фирменный стиль пива "Хайнекен" - тоже изобретение Фредди), ни репутация "Красного пивовара" , которой пользовался Генри Хайнекен за свое внимание к социальным правам своих рабочих, не повлияли на рост инвестиционного интереса "Хайнекена" к рынку постсоциалистических стран Восточной Евррпы и в особенности СНГ. Единственным, правда, весьма весомым для компании здесь стало приобретение в 1998 году польской фирмы "Zywiec". Это приобретение позволило "Хайнекену" взять под контроль до 40% местного рынка.

В жизни Фредди, как и многие богатые люди, был скуповат, над чем любила посудачить пресса. Однажды он обратился в муниципалитет Амстердама с просьбой снизить налог на его собаку до 66 гульденов. Он мотивировал свое обращение тем, что она ему никакой не четвероногий друг, а наемный персонал, исполняющий вполне конкретные функции по охране его дома. Муниципальные власти тем не менее не удовлетворили это заявление миллионера, заметив в свою очередь, что дом Хайнекена-третьего находится в самом центре голландской столицы и необходимости в его охране с помощью собаки нет. Впрочем, даже такого рода курьезы из жизни Хайнекена-третьего не идут в сравнение с некоторыми причудами других богатейших людей мира. Стоит хотя бы вспомнить офис миллиардеров - братьев Марс, владельцев одноименного батончика. Он находился в здании, напоминавшем склад старых автопокрышек. А экономия Марсов на цирюльнике, когда они сами стригли друг друга!

В 1989 году Альфред Хайнекен отошел от дел компании, пригласив в нее одного из самых талантливых голландских менеджеров Карела Вурстеена. Последний возглавляет фирму и сегодня. В 1991-м Альфред сделал компанию публичной, продав часть акций на бирже. У себя он сохранил самый крупный пакет - 25%. Теперь эти акции перейдут к его наследникам, которые, впрочем, уже не носят фамилию Хайнекен.
По материалам "БДГ"


Мои коллеги

Rambler's Top100
Rambler's Top100
Белорусский рейтинг

br.by
Хостинг от uCoz